Фотогалерея

Последние комментарии

Главная Краеведение Рядовой 115-го пехотного Вяземского полка

Рядовой 115-го пехотного Вяземского полка

25 апреля 2014

Вот снимок, сделанный в Риге в начале века, на нём сослуживцы, все они наши дальнеконстантиновские земляки. Иван Чечков проходил там службу и обучение, о чём свидетельствует документ, подписанный командиром полка 1 сентября 1906 года: «Свидетельство дано рядовому 115 пехотного Вяземского полка Ивану Чечкову в том, что он успешно окончил курс учебной команды, поведения был хорошего». Этот уникальный документ оформлен военной символикой, флагами, российским двуглавым гербом, а по нижней части страницы на рисунке – солдатская скатка, барабан, горн, по бокам – у стелы стоят статные гренадёры, опираясь на винтовки.

«Отслужив, дед решил, что хочет остаться на постоянное место жительства в Риге, - рассказывает Т. В. Чечкова, - русских там было много, работу по специальности найти несложно, осталось привезти семью из Д. Константинова. И вот здесь-то возникли сложности. Суровый свёкор Максим Карпыч не хотел отпускать невестку, хорошую помощницу в доме. Поэтому решено было созвать семейный совет, на котором, взвесив все «за» и «против», отпустили Марью к мужу в Ригу».

Жизнь там действительно складывалась более благополучно, пока в размеренный ритм рабочей семьи не вмешалась война. Ивана срочно мобилизовали, жена, пережив несколько артобстрелов города, срочно выехала в Нижний Новгород. Семьям военнослужащих помогали эвакуироваться: работал Красный Крест, где к тому же кормили самых обездоленных.

Солдатская судьба Ивана Чечкова сложилась трагично. Попав в плен, долгих три года он провёл в Германии, Австрии на работах в шахтах и у бауэров*.

«Как рассказывал дед, - говорит, сопереживая страданиям одного из самых близких родственников, Тамара Вячеславовна, - в плену тоже все жили по-разному. Особенно страшно было в лагерях, там с голода даже ворон варили, а у тех бауэров, которые скупились кормить и лечить бесплатную рабочую силу, основной пищей была бурда из брюквы. Но некоторые немцы относились к военнопленным хорошо. Родственник деда Иван Мурахин, тоже побывавший в плену, рассказывал, что его кормили сносно и работу давали посильную».

Ивану Чечкову повезло меньше, из плена он вернулся больным, но, не унывая, продолжал, насколько позволяло здоровье, трудиться, сначала младшим милиционером рабоче-крестьянской милиции, затем штукатуром, каменщиком и лишь потом, ближе к 30-м годам прошлого века, когда болезни стали сильно одолевать, устроился сторожем в дальнеконстантиновский банк.

На день рождения внучки, 8 апреля 1934 года, купил забавную жестяную шкатулочку-копилку, которую много лет назад Тамара Вячеславовна вместе с другими вещами и документами передала в районный краеведческий музей. Сейчас она выставлена в витрине, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны.

В конверте с надписью «Война 1914 г. Снимки с фронта» хранятся фотографии времён Первой мировой войны: отправка на фронт, где к шеренге новобранцев, выстроенных на перроне, подходит паровоз; окопы; неразорвавшийся снаряд; убитые на повозке; разрушенные здания. И очень дорогой сердцу внучки снимок бабушки и деда в нарядных одеждах.

«Про войну дед рассказывал немного, - вспоминает она, - однако в семье точно знали, что их полк предали, поэтому он полностью попал в плен. Вообще дед рассказывал, что предательства была много, так же как и шпионов.

Ещё в семье рассказывали интересную легенду про Ивана Мурахина. Однажды в бою он нашёл Казанскую икону Божьей Матери и не расставался с ней. Но во время одного из боёв всё же потерял святой образ. Так потом вернулся, долго искал, пока не нашёл пропажу. С этой иконой прошёл весь плен и с ней домой вернулся».

С любовью перебирая фотографии минувших лет, Тамара Вячеславовна задумчиво поглаживает пожелтевшие снимки. Её память, сохранившая прошлое до мельчайших подробностей, вновь и вновь возвращает к тем годам, когда дед был молод и здоров, какой был знатный охотник и рыболов, и вообще всякое дело в его руках спорилось. Недавно, так же как и я, заслушался её рассказами о старине глубокой родственник из Дзержинска Сергей Елистратов и загорелся идеей составить родословную семьи с портретами из богатейшего архива Тамары Вячеславовны. В родословной этой, отпечатанной типографским способом, есть портрет грозы семейства Максима Карпыча и восьмерых его детей, есть фото и старшего из них - Ивана – героя нашего сегодняшнего повествования.

Незабытый солдат той далёкой войны, которая перемолола в своих жерновах немало судеб таких же молодых крестьянских парней, что полегли на полях сражений, погибли от ран в госпиталях, стали инвалидами, разделили горькую участь военнопленных. Но это будет потом, а пока с рижского фотоснимка 1906 года смотрят на нас четверо необстрелянных пехотинцев 115-го Вяземского полка, почти полностью уничтоженного в Августовских лесах** Восточной Пруссии.

Татьяна БУЛАНОВА

Фото из архива Т. В. Чечковой

На снимках: на ученьях; Иван и Марья Чечковы; отправка новобранцев на фронт

Комментарии (0)

Если вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.
Реклама
реклама на сайте

Архив публикаций
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031