Рубрики
Интервью
Кажлейка - "речка среди полей"
Наша местность в далёкую старину была населена мордовскими племенами - терюханами, они селились у родников с чистейшей водой, которые были местами обрядов, почитаемые как священные. После объединения мордовских племён с русскими родники воспринимаются как святые ключи. В селе действуют Курмышихинский, Средний, Гучиновский ключи. Они заслуживают охраны, как одно из древнейших природных святилищ, сохранившихся до нашего времени. Священными для мордовских племён были и рощи.
Согласно эрзянскому топонимическому словарю название Кажлейка произошло от слов «каж» - ель, «лей» - речка, то есть речка, где росли ели.
Кажлейка принадлежала князьям Долгоруким, а затем перешла помещику Клюеву, отсюда второе название — Клюиха.
Славные и трудолюбивые люди жили в селе. У братьев Нуятовых была мельница, у Бариновых – кузница, у Николая Костина и Алексея Лысякова - горшечная, черепичная, которой руководил Ванька по прозвищу «Сидорят». Люди плели лапти, плотничали, делали сани, валяли валенки, занимались бортничеством, пряли, ткали, вышивали, строчили подзоры, занавески на окна, вязали носки, варежки.
Земли у нас песчаные, суглинок, но сеяли просо, лён, гречу, рожь, пшеницу. Бригадир кормодобывающей бригады Николай Иванович Стенин за свой труд награжден орденом трудового Красного Знамени.
Ни одна беда не обошла село стороной. Летом 1925 г. почти всё оно сгорело. Вода в прудах кипела, в ней горели сундуки, люди от жара бежали на Пузравину и Березниковскую гору.
В годы Великой Отечественной войны все мужчины ушли на фронт, 42 сложили головы на полях сражений. Один из немногих вернувшихся - Михаил Андреевич Вельдюхов, командир стрелкового батальона, майор, кавалер ордена Кутузова III степени.
Предки наши в 1917 г. возвели церковь во имя иконы Казанской Божией Матери, которая является памятником архитектуры и градостроительства начала ХХ века. Она была пятиглавая, с колокольней. Было 5 колоколов. Один из них сейчас находится в Муравьихе. Неподалёку стояла богадельня. Церковь возведена усердием жителей села, близлежащих деревень, священником Иваном Малиновским и церковным старостой и строителем Матфеем Нуятовым.
В 1934 г. церковь разграбили, колокольню разрушили, а настоятель иерей Иоанн Малиновский принял мученическую кончину 21 декабря 1934 г.: умер в больнице Оранского лагеря, не дожив до расстрела.
В ноябре 2014 г. жители села взяли на себя труд восстановления церкви и начались работы. Сегодня важно поставить леса, сделать крышу, чтобы остановить разрушение храма. Надеемся, что с Божьей помощью и прихожан, добровольцев, жертвователей и меценатов всё получится.
Благодаря беззаветной вере наших бабушек и мам, мы сохранили в себе частичку нравственности и духовности, дадим же и нашим потомкам возможность прикоснуться и приложиться к вечности!
Валентина ШАНИНА,
учитель географии средней школы № 51 г. Н. Новгорода
(По воспоминаниям старожилов)
Последние комментарии