Рубрики
Интервью
Элита русской армии
В составе отряда коронационных войск
Начиная исследование скупых данных об участии наших земляков в баталиях Первой мировой войны, даже не могла предположить, что исторические реликвии, хранящиеся в некоторых семьях, заведут нас в такие глубины истории, что будем мы с вами вспоминать даже коронацию императора Александра III.
И вот сидим вместе с супругами Валентиной Михайловной и Леонидом Васильевичем Корниловыми и рассматриваем фарфоровую тарелку с царскими вензелями, украшенную датой «1883 год».
«Прапрадед Павел Степанович привёз её из Москвы на память, как участник торжеств в честь коронации Александра III, - рассказывает житель Маргуши Л. В. Корнилов.
– На службу в императорскую армию его призвали в 1878 году. Прощаясь с родными, высадил он у дома семь лип. Почти полтора века украшали они собой участок у дома, за это время мой дед построил здесь деревянный дом, потом я на этом же месте – каменный. Но в прошлом году с липами пришлось распрощаться, стали они разрушать и фундамент, и сам дом».
«Не пощадило время и другие реликвии. Вместе с фарфоровой тарелкой подарили гренадерам - участникам коронации – по серебряной ложке, кружке тоже с царскими гербами и бутылку «Коньяк Шустовский». Столько времени прошло, страна две войны пережила, удивляемся, что хоть тарелку удалось сохранить, - включается в разговор В. М. Корнилова. – Да вот сохранились две фотографии. На одной из них, переснятой с подлинника в 70-х годах прошлого века, бравый гренадёр Павел Семёнович с супругой Дарьей Васильевной. В гренадёры взяли его неслучайно: высокий, статный, красивый, он был к тому же азартен в кулачных боях, рассказывали, побивал всякого в округе. Фотография сделана в 1879 году в Москве в доме князя Гагарина, где располагался в то время портретный салон».
За давностью лет сложно уже определить, в каких же именно части служил наш земляк, данные об участии военных в торжествах по случаю коронации доподлинно сообщают о полках Семёновском и Преображенском, но относились они не к гренадёрским, а лейб-гвардейским частям. В Москве в это время существовал 8-й Московский гренадёрский полк, об этом сообщает интернет-ресурс http://www.regiment.ru. Ещё раз углубляемся в историю и действительно находим информацию (https://ru.wikipedia.org) о том, что «15 мая 1883 — 8-й Московский гренадёрский полк в составе отряда коронационных войск принимал участие в коронации императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. В память этого события чины полка получили темно-бронзовую медаль». Информация о награждении Павла Семёновича медалью не сохранилась.
Об участии в Первой мировой свидетельствует второй снимок, где он сфотографирован с «Военной дружиной комитета» (не уточняется какого) предположительно в 1914 году. «Воевал долго, - рассказывает Леонид Васильевич, - но Бог миловал вернулся живым и здоровым».
К началу Первой мировой Павлу Семёновичу исполнилось уже 55 лет, поэтому сложно утверждать, что воевал он в составе прежнего полка. Хотя, если учесть, что здоровьем отличался отменным, то вполне вероятно, что в составе гренадёрской воинской части все четыре года участвовал в сражениях, которые полк вёл в составе Юго-Западного, а затем Румынского фронта. Участвовал в обороне Люблина, в наступлении на Краков. Закончил войну на оборонительных позициях близ Барановичей. Тяготы и лишения бойцов в затяжной оборонительной войне очень красноречиво описаны в романе Ремарка «На западном фронте без перемен», в мемуарах «Антон Деникин».
Нашему земляку повезло выжить и избежать вражеской пули на фронте, но в мирной жизни испытаний выпало немало. В молодом возрасте умер сын, поэтому внука Василия пришлось взять на воспитание деду. Он не роптал на лишения, оставался стойким к перипетиям судьбы, но известие о начале Великой Отечественной здорово подкосило бывалого солдата, а в 1942 году, когда внука Василия призвали на фронт, дед ослеп и умер. Бравый гренадёр, прошедший через горнила побед и поражений Первой мировой как никто другой знал об ужасах войны, как никто другой догадывался на какие тяжёлые испытания обречён его Василий.
Миномётчик
И он не ошибся, став миномётчиком, и храбро защищая Родину, Василий Васильевич Корнилов получил множество наград, но в одном из боёв их миномётную батарею накрыло огнём противника. Лечился в Кисловодске долгих девять месяцев, там же обнаружил свой талант столяра и был определён по этой специальности в мастерскую при госпитале, где изготавливал солдатикам-калекам деревянные ноги, костыли… Так с медсанбатом прошагал пол-Европы. Имеет награды за освобождение Варшавы и за победу над Германией.
- Про отца можно сказать, что в рубашке родился, - рассказывает его сын Леонид Васильевич Корнилов. – Ведь забрали его в 41-м из Гороховецких лагерей, прямо со сборов, где в предчувствии войны многих военнообязанных собрали на ученья. Моя мама Софья Николаевна поехала было туда, чтоб проститься, но не успела. Срочно погрузили солдат в эшелоны и отправили на фронт под Оршу. Узловую станцию Орша бомбили нещадно, их эшелон тоже угодил под вражеский обстрел, да так, что от роты в 150 человек осталось только 28 бойцов.
- После войны, как сложилась судьба солдата?
- Работал в совхозе в плотницкой бригаде.
- Как же работал, если правая рука была сильно покалечена?
- Левой работал, а правой только придерживал. Сколько домов вместе с бригадой в Маргуше и округе возвёл! Шестерых детей вырастил, пасеку содержал, резьбой по дереву увлекался. До сих пор в Маргуше стоят дома его наличниками разукрашенные…
Давно нет в живых ветерана, даже наград его не сохранилось, но из уст в уста передаются в роду Корниловых легенды о своих защитниках Отечества, крепких и храбрых воинах, в которых остро нуждается Отчизна в годины лихих испытаний.
Татьяна БУЛАНОВА
Фото из семейного архива Корниловых
На снимках: Павел Степанович и Дарья Васильевна Корниловы (Москва, 1879 год);
в составе «Военной дружины комитета» (1914 год);
Василий Васильевич Корнилов в госпитале (первый слева)
Справка
Пышностью удивили Гостей и жителей столицы поражали электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Стены Грановитой палаты перед коронацией были заново расписаны фресками и приобрели тот вид, какой имели при московских царях.
21 мая на Ходынском поле для народа было устроено праздничное гуляние. Торжества, посвященные коронации, продолжались еще две недели. В их программу входили открытие Государственного исторического музея, освящение храма Христа Спасителя.
Последние комментарии