Фотогалерея

Последние комментарии

Главная Краеведение Староселье: вчера и сегодня

Староселье: вчера и сегодня

5 июля 2013

Вместо предисловия

- Много поймал? Каких? – с криками сбежались мальчишки к юному рыболову, окружив его.

- Одного карася, - буркнул удильщик и показал ребятне свою добычу.

А ведь несколько десятилетий назад Озёрка кишела рыбой и в годы войны исправно кормила жителей села.

Взгляд через плечо

«Точная дата возникновения деревни Староселье неизвестна. Примерно в XVII веке. Когда-то деревня была большим селом… Расселено графом Орловым-Давыдовым по отдалённым землям… Крестьяне занимались сельским хозяйством. Жили очень бедно. Крестьянские наделы давали низкий урожай, чуть-чуть хватало на прокормление своих семей. Зимой мужчины часто уходили на заработки.

Установление советской власти происходило мирным путём. Сначала в колхоз вошло 13 бедняцких хозяйств. Через некоторое время в колхоз вступила вся деревня. Сначала входили в состав колхоза «Красный Октябрь» с Д-Константиновом. Сразу же началось строительство скотного двора для выращивания племенных лошадей. Потом колхоз отделился, стал самостоятельным и назывался «Красное Староселье»… Организация молочной фермы началась с одной коровы, за два года было поголовье доведено до 40… При ликвидации Симбилейской опытной станции приобрели у них колёсный трактор …что значительно облегчило труд крестьян.

Ликвидация неграмотности началась сразу же после революции, открыли школу.

В настоящий период жители деревни все пенсионеры, молодых семей нет».

Как и в документе, составленном в 1992 году секретарём Дубравского сельского Совета Антониной Васильевной Шубаревой по воспоминаниям жительницы Староселья Таисьи Георгиевны Семиной, так и сейчас село наполняется народом лишь в дачную пору (41 человек). Тех же, кто остаётся зимовать, можно по пальцам пересчитать – их всего девять.

Традиции …

С мая 1990 года по сегодняшний день неизменной «изюминкой» села служит аллея именных деревьев и стела с табличками с надписями и фотографиями погибших в Великой Отечественной войне сельчан. Инициаторами появления и создателями (совместно с родственниками погибших) этого памятника «Погибшие за Родину не умирают» стали братья Цыгановы – Юрий Сергеевич и Геннадий Сергеевич. Завершается аллея часовней, которую Геннадий Сергеевич (староста села в летний период) построил несколько лет назад. За сохранностью и порядком у своих творений следит, и порой сетует на отсутствие помощников, сам Геннадий Сергеевич.

- Когда открывали аллею, все обещали исправно навещать памятник. Время прошло, и даже в День Победы многих не бывает, – с грустью в голосе заметил он. …

И современность

По пригорку, по обе стороны от въезда раскинулась улица. По-летнему пекущее солнце не щадит никого. Казалось бы, близость реки должна выручать. Интересуюсь у жителей.

- Почти высохла наша Озёрка. Теперь и купаться нам негде, - был мне ответ.

А ведь ещё в конце XVIII века река была полноводной, и стояла на ней мельница, которая кормила жителей хлебом до 60-х годов прошлого столетия. По соседству со строением стоял дом, чтобы ожидающим помола было где переночевать.

Каждый год сельчанами здесь строилась плотина (она не выдерживала весеннего паводка). «… прорыва плотины ждали, брёвна тут же вылавливали баграми и после прохождения паводка плотину восстанавливали… Так было и в войну… вновь начинали крутиться жернова, и в домах старосельских жителей появлялся электрический ток». Да-да, электричество пришло в село, по воспоминаниям старожилов, в 1922 году в связи с установкой на речную мельницу гидроэлектростанции, ставшей первым подобным сооружением в Нижегородской губернии. «Светлой жизни» старосельцев, без сомнения, завидовала вся округа.

Полярно былой ситуации с освещением обстоит дело на сегодняшний день. Сейчас в селе не только уличного освещения нет, но и с питанием лампочек и холодильников в летний период вопрос чуть ли не критический. Причиной тому постоянные перебои с электроэнергией, которой не хватает на постоянных жителей и прибывших дачников. Вот и приходится зачастую сельчанам запасаться продуктами на один день.

Аквадефицит

«… святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России», - поёт Олег Газманов. Старосельский же источник, что неподалёку от Озёрки, не всегда может утолить жажду жителей, так как засоряется уже от небольшого дождя. Колодцев на улицах теперь тоже не найдёшь. Одно спасение – скважины. Водички накачал на необходимые нужды и посиживай в теньке. Главное – следи, чтобы пожар никто не учинил. Бывали случаи, что дом горит, народ к скважине, а воды мало, качать стали, а «электричество кончилось».

Взял народ аквадефицит в свои руки: по 500 рублей со двора - вырыли колодец у одного из домов. В зиму то строение было продано, и новые хозяева, к всесельскому возмущению, самовольно положили поверх колодца бетонную плиту. С одной стороны, безопасность того требует (внутрь могут упасть дети), с другой –установлен он на земле общей, и деньги собрали, что называется, «со всего мира». Есть мнение, что и место-то для него выбрано неудачное - на небольшой возвышенности, воды не будет. На другом конце улицы нужно новый рыть. Возможно, и верное предположение. Вот только где были эти «советчики» перед началом работ, когда вопрос ещё только обсуждался? Содружество местных жителей и дачников, сельчан и представителей власти способно не допустить многих проблем, в том числе и этой.

«Не вернулись тридцать два»

А ведь когда-то люди сплачивались перед лицом общей беды. Это были годы Великой Отечественной войны. «На фронт из нашей деревни ушло около пятидесяти человек, тридцать два из них не вернулись», - сообщает Юрий Сергеевич Цыганов в книге «Поклонимся великим тем годам». «Война нанесла большой урон жителям деревни. Не щадя себя, женщины, дети, старики изо всех сил как могли работали на полях, фермах», - вспоминает Т. Г. Семина. Зато, по словам местных жителей, в те тяжелейшие годы в тылу старосельцы не жили впроглодь. «Правление колхоза, несмотря на то, что львиная доля всей продукции уходила в фонд государства, находило возможность выделить зерна на трудодни, чтобы не допустить голода и сохранить трудоспособность населения», - пишет Юрий Сергеевич. Свидетельствуют об этом и записи в книге по учёту отпускаемого продовольствия, сохранившейся в доме одного из сельчан. Ведь не зря гласит русская поговорка: «Дружный табун и волков не боится».

О разном

По данным топонимического словаря Н. В. Морохина «Староселье – одно из первых поселений в округе». Действительно, история его велика, богата и многолюдна. Жители и по сей день с почтением хранят память о предках, в том числе ухаживая за сельским кладбищем, которое находится у с. Симбилеи. В прошлом году начали его реконструкцию - на собранные средства огородили погост сеткой. Следующим этапом была ликвидация крупного сухого дерева с территории. Не рассчитывая только на свои силы, местные жители обратились за помощью в сельский Совет, у которого не было средств на привлечение необходимой техники. А дерево ждать не стало, когда найдутся деньги, – рухнуло прямо на оградки, памятники и могилы, нанеся им, увы, повреждения, а сельчанам – душевные раны, ведь порушено самое сокровенное – память.

В столь знойную, как сейчас, пору с необычайным наслаждением многим из нас думается о прелести зимней прохлады. А вот старосельцы вспоминают хозяйку морозов с неохотой. Причина тому - занесённые снегом улицы. Сказать, что снегоочистительная техника совсем забыла дорогу в тот край, нельзя – приезжают, чистят. Но стоит заметить, что те, кто живёт по левую руку от въезда, значительно чаще находятся в «снежном плену». Глава Дубравской сельской администрации В. С. Медведев прокомментировал этот вопрос так: «Данный край улицы спускается к оврагу. Так как там нет возможности развернуться, водителю приходится пятиться назад. Это ему неудобно».

Со времен Советского Союза соотечественникам помнится лозунг: «Чистота – залог здоровья, порядок прежде всего!», не потерявший актуальность повсеместно и по сей день. Только вот машина, собирающая мусор, в село не приезжает, контейнеры тоже не стоят, да и волшебной палочки у жителей нет. Вот и приходится им заниматься самовывозом пакетов с мусором на личных автомобилях. К сожалению, есть и те, которые бросают мусор прямо к и без того страдающей Озёрке. Здесь, видимо, будут бесполезны наставления и убеждения, это, скорее, вопрос морали, воспитания и организации вывоза мусора.

Эпилог

Есть что посмотреть в одном из старых поселений нашего района! Неизменными «изюминками», без сомнений, являются творения братьев Цыгановых – аллея, заканчивающаяся часовней. Но есть и надежда, что найдутся силы и возможности, тогда и решатся вопросы сельчан. Ведь сколько только передовиков сельского хозяйства, в лице династии Цыгановых, дала нашему краю земля старосельская! Среди них и электрики, и сварщики, и, как говорит В. С. Медведе, «посади на любую технику – поедут». Ведь достояние любой земли, будь то деревня, край или страна, - люди, живущие в них, способные воплотить в жизнь самые смелые желания и решить необходимые вопросы.

Наталья МИТИНА

Фото автора и Татьяны Булановой

На снимках: Старосельская часовня; Геннадий Сергеевич Цыганов показывает на памятной доске фотографию своего отца.

 В статье использованы выдержки из архивных материалов, книги В. Е. Агаповой «Поклонимся великим тем годам», журнала «Нижегородский музей», №22, 2011 г.

Комментарий

Глава Дубравской сельской администрации Владимир Семёнович Медведев:

• Газификация Староселья отложена в связи с малой мощностью оборудования ГРС «Нижегородец».

• В настоящий момент идёт реконструкция внешнего электроснабжения села – меняется высоковольтная линия, трансформаторный пункт. Вследствие чего перебоев с электроэнергией не будет. Работы завершатся к концу этого года.

• На случай пожарных нужд на будущий год у въезда в с. Симбилеи будет сделан противопожарный пирс.

• Вопрос с вывозом мусора сейчас в процессе рассмотрения. Планируется строительство контейнерных площадок, и пытаемся выйти на одну из кстовских служб по вывозу мусора. При большом количестве отходов (к примеру, в случае сноса дома или части постройки) транспортом обеспечиваем.

Когда готовился материал, позвонил Н. Ф. Грязнов, директор районного краеведческого музея, и сообщил, что в «Нижегородской дозорной книге 1588 года дворовым сёлам и деревням» (записи краеведа Н. С. Плаксина), имеется следующее упоминание (возможно, первое) о д. Староселье: «1588 год, Симбилеи Старые на реке Озёрке, там мордва».

Комментарии (0)

Если вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.
Реклама
реклама на сайте

Архив публикаций
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930