Рубрики
Интервью
"Гармошечка": разговор по душам (16+)
«Отдохни немножечко,
Хлопай веселей!
Позвала «Гармошечка»
Друзей на юбилей!»
К. Вдовенко
ЗРИТЕЛИ ахнули – журавлиный клин, курлыкая, неспешно проплывал по небу над Волоколамским шоссе. Здесь, на месте кровопролитных боёв Великой Отечественной, память о тысячах оборванных жизней потомки славных воинов почтили песней. Птичья стая появилась в тот момент, когда дальнеконстантиновская «Гармошечка» исполняла лирическую композицию. Были то «Журавли» или иная песня в обработке ансамбля, а, может, исключительно фагинская, отличная ото всех?
Репертуар народного ансамбля «Гармошечка» огромен. За разнообразием жанров и стилей стоит одно «но» – исполнение композиций только в собственной аранжировке. Тридцать лет назад, создавая ансамбль, это условие поставил для себя и участников коллектива его создатель, руководитель, заслуженный работник культуры России, почётный гражданин Дальнеконстантиновского района Николай Павлович Фагин.
То не единственный, а один из постулатов, которые он для себя тогда вывел. Прослушав каждого из константиновских культработников, сказал: «Ребята, петь будем на профессиональной основе, репетировать – каждый день, кроме выходных». Состав набирал из «своих», чтобы машину не гонять за сельскими, да у тех то одно, то другое, собрать всех сложно, а задание – концерты для сельхозтружеников – выполнять надо.
В разное время в коллективе были Павел Адясов, Владимир Ивахненко, Александр Захаров, Алексей Левагин, Валерий Миков, Елена Макарова, Елена Филимонова. Костяк же остался прежним. Все они: Галина Сорокина, Светлана Комракова, Светлана Рябова, Светлана и Вадим Жарихины пришли в ансамбль разными путями.
Хорошо, что не сбылось
Сложно представить, что следуй Галина Сорокина своему школьному желанию стать бухгалтером, мы бы её не услышали. Так бы и махнула на курсы, но тогда девушку вовремя «перехватил» А. К. Куликов, дал направление на отделение «Народный хор» Борского культпросветучилища. Громкоголосую девчушку заприметили, когда та восьмиклассницей исполняла «Семёновну» на школьных подмостках. В то время пение преподавала Р. И. Шекурова. На отчётном концерте Галине аккомпанировал Николай Фагин, а весь десятый выпускной класс она пела в его хоре. Сейчас Галина Валентиновна сама руководит коллективами «Русская песня» и «Раздолье», является лауреатом многочисленных конкурсов. Из последних успехов – звание лауреата II степени конкурса им. Л. Зыкиной «Вишнёвая метель».
– Для меня «Гармошечка» – это творческая лаборатория, – говорит Г. Сорокина. – Возможность держать себя в вокальной форме, обращаться к Николаю Павловичу за советом. Я рада, что работаю рядом с этим человеком, таких людей на Руси мало.
Вокалистка
С коллегой согласна Светлана Комракова. Она до сих пор не понимает, почему в 1988 году её, юную выпускницу Борского культпросветучилища, композитор позвал в коллектив. Выпускница оркестрового отделения, хорошо владевшая аккордеоном, чему научилась в Дальнеконстантиновской ДШИ, вокалисткой себя не считала.
– Стала ходить в «Гармошечку», да так мне это понравилось! Никогда отсюда не уходила и не хочу. Сколько с коллективом мы гастролировали: в Греции, в Калининграде, Вязниках... – размышляет С. А. Комракова.
Это стало возможным во многом благодаря Е. И. Филимоновой, бывшему начальнику отдела культуры. Это она отправляла народный ансамбль на различные творческие состязания, концерты, мероприятия, купила хороший инструмент, им «Гармошечка» пользуется и по сей день, костюмы.
Сцена как призвание
– Там, где сейчас костюмерная, стоял большой шкаф, меня сажали туда, обсыпали карамельками, а сами репетировали, - вспоминает детство Светлана Рябова. – «Ой, туманы мои, растуманы», которую мама (Р. И. Шекурова) пела с хором, звучит у меня в голове до сих пор. Она, можно сказать, выросла в этой среде и не могла не рвануть по стопам родительницы в культпросветучилище, потому что иного пути не представляла. Однако жизнь распорядилась иначе, и Светлана выучилась по специальности от творчества далёкой, хотя и косвенно. По образованию она швея, по профессии – костюмер, а по призванию – замечательный актёр, который, по словам Н. П. Фагина, прекрасно держит партию.
Это их обязанность, профессиональное требование, если хотите. Зритель имеет право прийти на концерт угрюмым, надеясь, под занавес получить порцию хорошего настроения от артиста. А вот последнему, невзирая ни на какие трудности, нужно «надеть улыбку» и даже не сметь показать публике, что жизненные обстоятельства: потеря родных, хвори, да мало ли что, буквально «рвут на части». Артист вносит в каждую композицию что-то личное, поэтому и звучит она особенно, и на слушателя воздействует по-иному. Кстати, Фагин всегда считал, что песня – это маленькая история со своим прологом, кульминацией, эпилогом.
Основной упор «Гармошечка» делает на любимые народом произведения, преподнося их в новой интерпретации. Не последнее место в репертуаре ансамбля занимают композиции на стихи местных авторов: В. Агаповой, Н. Венецкова, В. Ильина, в числе стихотворцев-песенников из области В. Шамшурин, А. Трянин, Е. Молостов, есть у Н. Фагина песни на стихи Л. Абдуллиной, Л. Рубальской.
Знаете ли вы, что когда-то Н. П. Фагин аккомпанировал восходящей звезде Валентине Толкуновой, а в его ансамбле пел Виктор Черноморцев, который стал солистом Венской оперы и Мариинского театра?
Семейный дуэт
Народной «Гармошечка» стала в 1995 году, поспособствовала также Е. И. Филимонова. За этим званием стоит большая работа, любовь к тому, что ты делаешь, к песне. Некоторые «заражаются» музыкой с ранних лет. Светлана Жарихина отчётливо помнит своё первое выступление в детском саду Тюменской области. Чуть позже она организовывала сестёр и брата на совместные концерты на улице, много лет спустя уже вместе с супругом Вадимом они создадут детскую вокальную студию «Буратино». Но «Гармошечка» стоит для Жарихиных особняком. Светлана пришла в коллектив, чтобы выступить на концерте в Починках вместо заболевшей Г. Сорокиной, а прочно обосновалась в коллективе спустя год. Вадим тоже не мог не избрать творческую стезю подобно своему деду, бывшему режиссёру народного театра А. К. Куликову. Музыкальную школу по классу баян Вадим так и не окончил, но после оркестрового отделения Борского культпросветучилища владеет почти всеми инструментами, за исключением разве что скрипки и духовых.
– Когда собирались гармонисты, Николай Павлович звал меня подыграть. Помню я весь был увешан инструментами. А так всю жизнь играю на балалайке-контрабасе. Разница с Николаем Павловичем у нас 20 лет, он мне почти отец, но мы с ним как друзья, я писал много фонограмм на его музыку. «Гармошечка» для меня – это вся жизнь, много, куда мы поездили за это время, – заключил Вадим Жарихин.
Чарующий мир песни
Гастроли – одна из неотъемлемых составляющих творческой жизни «Гармошечки». Это много ярких воспоминаний, непередаваемых впечатлений, новых знакомств, встреч. Но нужно быть готовым и к непредвиденным моментам, когда на сцене вдруг погаснет свет или отключатся микрофоны, а ты всё равно должен закончить номер, сломается автобус и приходится ночевать практически на улице, когда вместе, как говорится, «съешь не один пуд соли».
– За много лет ансамбль стал великолепным, тонким музыкальным инструментом, ему можно объяснить всё, и он умеет слушать. Это коллектив, который может душевно разговаривать со зрителем, – характеризует своё детище Н. П. Фагин.
В 2013 году в Н. Новгороде вышел первый сборник творчества нижегородских самодеятельных авторов-композиторов «Чарующий мир песни...». Композиции Н. П. Фагина открывают издание и объединены в нём словами «Хочу, чтоб матушка-Россия пела всегда – в любые времена!»
Для Дальнеконстантиновского района «Гармошечка» является, без преувеличения, гордостью, как единственным и неповторимым остаётся её создатель и руководитель, талантливейший наш земляк Н. П. Фагин.
Елена МОКЕЕВА
Фото автора
Последние комментарии