Фотогалерея

Последние комментарии

Главная Культура Мечтательница

Мечтательница

20 марта 2015

Девчонки с нетерпением ждали окончания уроков, чтобы, по обыкновению, по пути домой погрузиться в очередную Наташкину историю. Подружку-фантазёрку они могли бы слушать часами.

И откуда в её голове каждый раз берутся непохожие друг на друга замысловатые сюжеты? Прямо режиссёр в юбке!

Наташка и вправду задумывалась о театральном. Не раз, сладко потягиваясь, погружалась в сон в новом амплуа, пробуждаясь под «громкие аплодисменты» будильника.

Становление

Вот и с нефтяным техникумом, куда Наталья Алипова поступила после школы, как-то не задалось. Пары месяцев оказалось достаточно для осознания того, что не об этом она грезила. И где, учитывая специфику будущей профессии, можно будет применить эту неуёмную творческую энергию, что рвалась наружу? Эта мысль не давала ей покоя, усиливаясь на занятиях в танцевальном кружке при учебном заведении. Могла ли Наташа тогда знать, что именно танец станет её самовыражением и... судьбой?

А как же мечты о театральном училище? Наташа туда поступала, но то, что предложили ей педагоги, мягко говоря, разочаровало. Кукловод... Может быть, кому-то и по душе, но только не ей. И что тут особенного? Всегда одно и то же: дергаешь за ниточку по чётко отработанному сценарию, причём чужому, а не своему. Скучно.

Судьба привела Наталью в Борское культпросветучилище. На распределении она долго колебалась, куда же ей поехать: то ли в родной Краснобаковский район, то ли в Дальнеконстантиновский. С последним она уже успела познакомиться, дважды побывав в Суроватихе практиканткой. Здесь ей очень понравилось, и чаша весов склонилась в пользу Д. Константинова.

– Какой же злюкой я была первое время! – вспоминает, улыбаясь, начало работы в Суроватихинском сельском центре культуры и досуга (бывшем Леспромхозовском СДК) Наталья Павловна Мартынова. – Строгой была. Приходилось, да и сейчас тоже, работать с характером. Ведь танец – это большой труд, если хочешь чего-то добиться, нужно заставить человека любить работать. Я требовательная. С того самого «первого времени» много воды утекло, и у Натальи Павловны, как и любого другого человека, несколько изменились взгляды, особенно после рождения дочери. Тот период жизни для моей собеседницы оказался одновременно и счастливым, и горьким: воедино слились и радость материнства, и смерть отца, и расставание с супругом.

– Я очень благодарна суроватихинцам, они меня тогда хорошо поддержали: и продуктами, и одеждой для дочки. Елена Ивановна Филимонова очень помогала... Это она, спустя семь лет после начала моей работы балетмейстером в Суроватихе, предложила попробовать нашему танцевальному ансамблю «Мечта» защититься на звание народного. Комиссии показали 19 танцевальных композиций, она отметила наш высокий уровень и мастерство.

Трудности, а впереди их будет ещё немало, Наталью Павлов могла она оставить любимую работу, надолго уйдя в декретный отпуск. «А как же девчонки? Ведь целый год пропадёт!» – размышляла Н. П. Мартынова и, взяв в охапку трёхмесячную Анюту, направлялась в класс. В то время у неё был уже не танцевальный кружок, а хореографическая студия, она преподавала и в хореографическом отделении Детской школы искусств Суроватихи.

Она много тогда фантазировала, переносила свои мысли на сцену, создавая сложные танцевальные сюжеты. Это были очень сильные по своему посылу и исполнению постановки: «Материнская любовь», «Голубь мира», «Кровавое воскресенье», «Демоны», показавшие путь девушки-наркоманки к выздоровлению с помощью веры. Этот мини-спектакль народный ансамбль «Мечта» показал в Арзамасе. Спустя какое-то время кто-то позаимствовал срежиссированный Натальей Павловной сюжет.

Слагаемые мастерства

Репертуар коллектива внушительный: классические, народные, эстрадные, наиболее любимые детьми композиции. Все они, за исключением разве нескольких, были придуманы ей самой.

– Считаю, что мы должны танцевать народные танцы, прививать свою культуру. Возьмите любую страну: Италию, Грецию, да какую угодно. Они исполняют национальные мотивы, а мы чьи только не перетанцевали. Это, конечно, неплохо, но своё должно, безусловно, преобладать! – утверждает моя героиня. – Дети больше любят эстраду, но, чтобы её танцевать, необходимо иметь хорошую школу классического танца. А станок молодёжь не очень-то любит. У меня были ученицы, которые, придя в танцы, очень быстро осваивали станок, как, например, Татьяна Матюнина, сейчас она руководит нашим Центром культуры и досуга. Это была сильная группа, с которой мы ставили «Демонов».

Себя, как исполнителя, Наталья Павловна оценивает средне, ей больше по душе работа над замыслом и воплощением его на сцене. В создание танца включается её богатая фантазия, знания, полученные в Санкт-Петербургской академии культуры. Там она училась заочно, параллельно посещала театры, балет, немало всего посмотрела, многое впитала. Полезным, с точки зрения профессионального роста, стал и временный перерыв. На несколько лет, в силу обстоятельств, она была вынуждена расстаться с «Мечтой» и работать в Нижнем Новгороде. Руководить ансамблем стала её бывшая ученица Екатерина Галанова, которая сейчас поёт в Кубанском казачьем хоре.

– Костюм для выступления, в особенности конкурсного, играет важную роль. Жюри безразличны твои проблемы, ему всё равно, где хореограф будет изыскивать средства на реквизит, коллектив должен выглядеть отлично, – говорит Наталья Павловна. – Хорошо, что родители моих воспитанников это понимают. Они мои большие помощники, отзывчивые люди, сопровождают нас в поездках, на конкурсы. Дети в Суроватихе уникальные, вообще здешний народ творческий. Участие в танцевальных конкурсах важно тем, что позволяет не только себя показать и на других посмотреть, но и получить оценку проделанной работе, а она важна для того, чтобы не стоять на месте, развиваться. Были конкурсы, где суроватихинский коллектив оказывался единственным сельским, состязался наравне с сильными горожанами, не уступая им в мастерстве. Жюри недоумевало, разве в сельской местности может быть такой высокий уровень? Во многих грамотах и дипломах Суроватиха значится городом.

Суть в том, что в танцевальные студии городов идёт жёсткий отбор, туда берут лучших, в небольших же населённых пунктах хореографы работают с детьми разных способностей. Есть «звёздочки», с ними педагог ставит сольные номера. Десятилетняя Наташа Кудрявцева в прошлом году заняла первое место на всероссийском конкурсе. В свои юные годы она уже разбирается в танце и может исполнить его на любой площадке, а это профессионализм.

А задумки не иссякают

– Должна быть команда, – уверена Наталья Мартынова. – Допустим, в том же городе у руководителя коллектива есть репетиторы, они не претендуют на первые роли. Нужно находить такого человека, который «горел» бы, был нацелен на общий успех. А он складывается благодаря команде, когда все друг за друга болеют, делятся энергетикой, которая не расплёскивается на ненужные, навязанные проблемы.

Вот поэтому Наталья Павловна так не любит сравнения, полагая, что у каждого профессионала, а иначе её не назову, свой почерк, свои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. Потому она мечтает и стремится творить в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, если хотите, не отвлекаясь на пустое, а направляя свою энергию на дело, которым живёт. А отсюда и результаты, и признание, и успех.

У неё очень много планов, среди прочих, набрать группу взрослых танцоров, это ей предложила Татьяна Матюнина, научить мальчишек «брейк-дансу», и желающие есть. А на свой юбилей Наталья Павловна мечтает собрать всех своих бывших танцоров, придумать номер и станцевать самой, да просто пообщаться.

Сейчас в танцевальном ансамбле «Мечта» 46 человек трёх возрастных групп. К 70-летию Победы коллектив готовит номер «Тёмная ночь» в стиле модерн. Он, как и другие постановки Натальи Мартыновой, будет продуман до мелочей, отшлифован, найдёт отклик в сердцах зрителей. А он, простой обыватель, приходя на концерт, наверняка, не задумывается над тем, как рождается номер, сколько раз, ложась спать, постановщик прокручивает в голове сюжет, сколько ночей проводит «в обнимку» с интернетом, изучая каждое движение и накладывая его на мелодию. Для чего? Чтобы зритель, как те подружки из детства Натальи Мартыновой, были так же увлечены интересной, теперь уже танцевальной историей. А самое главное, чтобы прочувствовали её, приняли. Для человека творческого благодарность – лучшая награда, он ею трепетно дорожит.

Елена МОКЕЕВА

Фото предоставлено Суроватихинским центром культуры и досуга

На снимке: Наталья Мартынова и танцевальный ансамбль «Мечта».

Комментарии (0)

Если вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.
Реклама
реклама на сайте

Архив публикаций
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930