Рубрики
Интервью
"КамАЗ" - комсомольская стройка
ЭТО была большая к омсомольская стройка. Стоит ли говорить о том, что участвовали в ней молодые люди со всего Советского Союза? Но то было не единственное масштабное строительство в нашей стране, скорее, одно из них.
В 1969 году был заложен завод по производству автомобилей «КамАЗ». Возводить промышленный гигант рванули юноши и девушки из разных городов и весей нашей необъятной Родины. Среди них был и житель р. п. Д. Константиново, уроженец с. Муравьиха А. Н. Белов. Вот что рассказал Александр Николаевич:
– В 1971 году я пришёл из армии. Суроватихинский совхоз отправил меня учиться на оператора газовой котельной. Отучившись, задался вопросом: «Неужели вот так всю жизнь просижу рядомс матерью?» Эта мысль не давала мне покоя. Сначала я обратился в райком комсомола, оттуда меня послали в обком, который и направил строить Камский автомобильный завод.
В Набережные Челны добирались вместе с моей землячкой Ниной из Арапихи. Она только окончила училище. Там наши пути разошлись, как сложилась её жизнь, я не знаю.
На «КамАЗ» приехал в апреле 1972 года. Там меня направили в РСУ- 46. Вместе со мной в организацию устраивались ещё четыре парня из Златоуста, с ними мы крепко сдружились. Месяца четыре мы были постояльцами в доме в деревне Нижние Суксы. Спали на полу на матрасах. На работу добирались на тракторе, было грязно. Потом нам дали общежитие.
Сначала я работал в бригаде, которая строила школу. Когда пришёл на объект, там был только котлован. А первого сентября того же года в школе начались занятия.
Через год перешёл на литейный завод, меня направили учиться в Минск. В Белоруссии пробыл почти год. Вернувшись, немного поработал в литейном, но затем снова в строительную бригаду.
Да, строили мы быстро, но и «пахали» по 24 часа в сутки. Жилые дома росли как грибы. За те пять лет, что я пробыл в Набережных Челнах, возвели много домов, трамвайный парк, больницу, словом, создавали инфраструктуру для рабочих завода и Нижнекамской ГЭС.
Поток строителей был большой, в основном, молодёжь, люди трудились с энтузиазмом. Работали напряжённо и зарплаты получали хорошие.
У меня было много знакомых, среди них иностранцы – немцы, французы... Обычные рабочие. Они ставили оборудование. Дружили мы с американцем, к сожалению, не помню его имени. Вместе ходили отдыхать на Каму, общались на русском.
Это было хорошее время, вспоминаю его всегда с тёплыми чувствами.
В 1976 году после небольшого пребывания на малой родине Александр Николаевич уехал на ещё одну комсомольскую стройку – в г. Норильск и остался там на 17 лет.
– Приехал в Норильск в феврале 76-го, а в сентябре встретил там своего друга Петра Яковлева из Златоуста, с которым подружились на «КамАЗе». Оказывается, он приехал в город с приятелем. Мы дружим до сих пор. Пётр уехал из Норильска позже меня, сейчас живёт под Уфой.
Кстати, о том, что на «КамАЗе» собрали первый автомобиль, я узнал по телевидению, уже находясь в Норильске.
Если в Набережных Челнах мы строили дома, здания инфраструктуры, то в Норильске – всё для производства. Вообще-то, стройка началась ещё в Великую Отечественную войну. Работали там и заключённые. Когда я приехал в Норильск, то удивился, как много там было кладбищ!
Холодно было. Самую низкую температуру, которую я лично наблюдал – минус 63 градуса. Но мороз переносился легко. Здания построены тесно друг к другу, чтобы была возможность быстро перейти из помещения в помещение.
В 2013 году мне пришлось побывать в Норильске ещё раз. Много домов, которые когда-то были заселены, пустуют, да и сам город изменился. Другим стало и время, и отношения между людьми, – подытожил нашу беседу Александр Николаевич.
Подготовила Елена МОКЕЕВА
ИЗ ИСТОРИИ
• В феврале 1976 года с главного сборочного конвейера сош¸л первый камский грузовик.
• В августе 1978 года изготовлен 50-тысячный «КамАЗ», в июне 1979- го – 100-тысячный.
• В 1994 году введён в строй завод по производству микролитражных автомобилей «Ока». В 2003 году выпущена 250-тысячная «микролитражка».
На снимке: Александр Николаевич Белов (второй слева) с товарищами в Набережных Челнах.
Последние комментарии