Фотогалерея

Последние комментарии

Главная Общество Могущественный, как Солнце

Могущественный, как Солнце

9 ноября 2012

Так рассуждали мы, случайно встретившись нынче осенью с выпускником переводческого факультета Горьковского института иностранных языков Сергеем Вячеславовичем Маненковым, который в составе целой «армии» переводчиков (48 специалистов) помогал нашим индийским партнёрам проводить ходовые испытания авианосца «Викрамадитья», будущего флагмана ВМС Индии. С. В. Маненков живёт в М. Пице, благодаря интернету находит работу по переводу художественной и технической литературы. И вдруг такая удача - поработать на настоящем боевом авианосце!

Впечатлениями, написанными совместно с ещё одним выпускником горьковского иняза, работавшим там же переводчиком, В. Платоновым (из Новочебоксарска), он решил поделиться с читателями «Родной земли».

Реинкарнация российского авианосца

Когда авианосец находится не очень далеко от берега, немного штормит и корабль покачивает, верхушки сопок вдали покрыты облаками, восходит солнце, а ты стоишь на ходовом мостике и любуешься всей этой красотой, и все проблемы при этом кажутся ничтожными и не стоящими переживаний, обиды и страхи отходят на задний план, и думаешь: все-таки жизнь прекрасна… А если еще в это время из-за облаков вдруг выныривает МИГ-29К и начинает снижаться в направлении корабля для посадки в лучах восходящего солнца, то это просто сюжет из фантастического фильма: как будто огромная хищная птица, расправив крылья и вытянув клюв, собирается напасть на морское чудовище с многочисленными щупальцами-антеннами. Недалеко от авианосца «висит» спасательный вертолет, все службы обеспечения безопасности полетов в полной боевой готовности, в эфире для летчиков-истребителей четко следуют одна команда за другой, и вот наконец-то касание шасси о палубу, через считанные метры зацепление гаком за аэрофинишеры и остановка самолета в заданной точке: при всем желании трудно назвать это «мягкой посадкой», выдержкой и мастерством пилотов можно только восхищаться. По программе полетов таких посадок должно быть сотни, при этом все системы корабля и вся команда, включая авиагруппу, должны работать как хорошо отлаженный часовой механизм, без ошибок и отклонений.

С июня по октябрь 2012 года в Баренцевом море каждое утро начиналось горном побудки и словами вахтенного офицера: «Команде вставать! Койки заправить!». Сообщается о месте нахождения корабля в море (широта, долгота, курс движения), о погоде, важнейших исторических событиях, произошедших в этот день на флоте и т.д. Далее от имени командования корабля и личного состава слова поздравления именинникам с днём рождения, ставятся общие задачи на предстоящий день. И все это звучит по-военному сухо, кратко, без лишних эмоций. До поднятия флага остаётся полтора часа. За это время всем надо проснуться, сделать зарядку, умыться, позавтракать и подготовиться к большому сбору, где все получают конкретные задания. В 9 утра общее построение на просторной верхней палубе или в обширном ангаре – места хватает как российскому и индийскому экипажам, так и сдаточной команде корабля.

Бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (индийцы назвали его «Vikramaditya», что означает «Могущественный как Солнце») - корабль длиной около 300 м и шириной около 60 м имеет полное водоизмещение 45 400 тонн, а его высота до верхней точки (антенны РЛС) около 60 м. В 1999 году был подписан российско-индийский контракт о его продаже Индии, но при условии полной реконструкции и переделки в полноценный авианосец. Основные работы по переоснащению корабля начались в конце 2005 года, в феврале 2012 началось заселение корабля российским экипажем под командованием капитана первого ранга Игоря Васильевича Рябко. Вскоре прибыла и индийская команда под командованием капитана первого ранга Сураджа Бери, все члены экипажа прошли 3-месячный курс обучения по системам корабля в российских военных вузах. Используя английский и русский языки, а иногда и более универсальный – язык жестов мы сами осваиваем системы авианосца и помогаем делать то же самое индийскому экипажу.

Как они чувствуют себя, наши индийские партнеры, в холодных водах Баренцева моря? Они полны решимости «полазить» по всем отсекам корабля вдоль и поперек (всего здесь 2400 помещений). Они готовы изучить каждую систему и все оборудование корабля досконально, начиная с киля и заканчивая самой верхней его точкой, чтобы впоследствии успешно его эксплуатировать совершенно самостоятельно, без помощи российских партнеров.

Чем же еще занимается на борту авианосца вся эта «армия» специалистов по системам, военных моряков и летчиков, наблюдателей, преподавателей и переводчиков, обслуживающего персонала в свободное от вахты, работы и занятий время? Конечно же, спортом. В ангаре и на полётной палубе легкоатлеты накручивали круг за кругом, а в спортзале – тяжелоатлеты боролись с тяжелыми гантелями и штангами.

Интересно наблюдать за утренним общим построением в ангаре, когда командир индийского экипажа Сурадж Бери принимает рапорт от своих подчиненных. Это происходит в стороне от нас, преподавателей и переводчиков, ожидающих свои группы, но по лицам индийских моряков можно прочитать: он им, как отец родной, несмотря на строгость во взгляде и всегда серьезное лицо. Нам нравится, как экипаж исполняет национальный гимн Индии, как правило, в понедельник, а в остальные дни недели они читают слова молитвы об успехе дня, причем, каждое утро произносятся разные по содержанию тексты. Например, «Молитва моряка»:

О, Господи, я прошу тебя позаботиться обо мне и защитить меня вместе с теми, кто отправляется в море на судах. Сделай так, чтобы я был благоразумным и готовым к выполнению своих обязанностей, чтобы я добросовестно нес повседневную службу, и проявил мужество в кризисные периоды жизни... Джей Хинд [Слава Индии].

За эти месяцы совместного хождения по морю мы привыкли друг к другу и подружились, переводчики постепенно освоили мудреную корабельную терминологию, множество сокращений на русском и английском языках. Эти практические занятия всегда проходят напряженно, так как в течение нескольких часов преподавателю через переводчика приходится отвечать на множество вопросов: что? почему? и как? До тех пор, пока все не станет ясно с той или иной корабельной системой или механизмами.

Однако выпадало и время отдыха, например, в честь 65-летия независимости Индии. Праздничное построение двух боевых экипажей, гимны двух стран, государственные флаги и флаги расцвечивания, прибытие высокого гостя: заместителя командующего Краснознаменным Северным Флотом вице-адмирала Александра Викторовича Витко. Концерт с искромётными индийскими танцами, а под занавес вечера – популярная среди иностранцев песня «Калинка», спетая индийцами под бурные аплодисменты зрителей. Надо было видеть лица и глаза исполнителей: вдохновение и душевная теплота сквозили в каждой строке. Неудивительно, что они так охотно изучают русский язык. Приходилось не раз убеждаться, что многие из членов индийского экипажа понимают язык Пушкина, а некоторые уже довольно хорошо владеют им.

Причастность к большому делу объединяла и окрыляла, позволяла преодолеть не только языковые барьеры, одолеть трудности перевода, но и сродниться с большим дружным коллективом «солнечного» авианосца. Всегда пусть будет «семь футов под килем» и более для грозной морской машины, получившей вторую жизнь…

К печати подготовила

Татьяна БУЛАНОВА

Фото из архива Сергея Маненкова и Владимира Платонова

На снимках: авианосец «Викрамадитья» в водах Баренцева моря; переводчик Сергей Маненков на палубе авианосца; переводчик Владимир Платонов с со старпомом индийского экипажа

Комментарии (4)

Если вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.
Гость
10.11.2012 в 17:06

Что то не понятное!!!!

админ
11.11.2012 в 18:47

Просто люди, которые живут рядом с нами, очень интересны, кто-то своей профессией, кто-то своим увлечением.

Гость
14.11.2012 в 17:32

А эти люди как то радеют за Родину, за Наш район??? а то все в Индию...

админ
15.11.2012 в 08:26

Человек, который добросовестно трудится на благо Родины, в первую очередь, гражданин своей Родины. А уж с какими странами его страна подписывает контракты, это другой разговор.

Реклама
реклама на сайте

Архив публикаций
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930