Рубрики
Интервью
Встречи с чудо-великанами
Любовь к природе, к лесу проникла мне в душу еще с детских лет. Играя среди деревьев, собирая грибы или ягоды, с интересом вслушивался в чарующие звуки, доносившиеся из глубины леса. То дятел застучит, то другие птички запоют на разные голоса, а ты, совсем юный, представляешь сказочные места их обитания. Бывало, и зайчат мы с ребятами видели, за лисами наблюдали, находили норы барсуков. И ходить-то по лесу страшновато - вдруг волк на тебя выскочит. Люблю я природу, потому и выбрал профессию лесовода. Деревья, лесные звери и птицы приносят радость от общения с ними. И краснеешь от стыда, когда приходится рубить стволы, ведь лишаешь жизни живое существо.
* * *
Приходилось сталкиваться и с лесными красавцами - лосями. Этот случай произошел неподалеку от Марийского политехнического института в городе Йошкар-Ола, где я учился на третьем курсе лесохозяйственного факультета. Шла летняя сессия. Мы с ребятами из группы отправились купаться на реку Кокшага, протекающую буквально в сотне метров от института.
Солнце стояло в самом зените. Среди однообразной городской суеты мы заметили странный шум… Прямо по улице легкой рысцой бежал красавец лось! Весь мокрый, напуганный громкими звуками, большим количеством людей, машин, бежал он по улице, надеясь, что черта города вскоре закончится и начнется лес, а там его спасение. Вот только вырваться бы из этого душного купола, который давит на него своей суетливостью и навязчивостью людей. А вслед неслись крики, свист, гудки машин. Что испытывал зверь - ему одному известно. Лось не обращал ни на что внимания, несся вперед, где маячил спасительный лес. Но на пути у бедняги препятствия: берег, довольно крутой обрыв и река, в которой народ купается. Слышны крики и смех ребятишек. Лось остановился. Вероятно, любуясь собой, он всем своим видом утверждал: «Смотрите, любуйтесь красотой природы!» По мощному телу прошла легкая дрожь (наверное, принял решение). Несколько прыжков через кусты - и он в реке. Купающиеся – кто врассыпную, кто молча замер. Те, что посмелее, подплывали к зверю, пробуя себя с ним наперегонки в плавании. Ещё несколько прыжков - и он на спасительном другом берегу. Отряхнувшись, лось горделивой походкой направился к заветному лесу.
* * *
Далекий 1973 год. После окончания института я был направлен в Башкирию помощником лесничего. Стояла середина сентября, благодатная пора бабьего лета.
По-осеннему теплое утро. Несколько раз принимался теплый грибной дождичек, после которого выглядывало солнце, радостно сверкая и обливая своим светом умытые влагой поляны и деревья. Лес жил по своим правилам и менялся на глазах. Было слышно, как весело стучал по дереву дятел. Пташки, вперемежку с бормотанием тетеревов, вели привычный разговор. Пожелтевшая листва, медленно кружась, падала под ноги. Кое-где попадались разноцветные шляпки поздних грибов.
Да, хороша погодка! В эту пору мы с лесником верхом на лошадях выехали в лес для проведения осенней ревизии обходов и инветаризации лесных культур. Я хоть и деревенский житель, но на коне оказался впервые. Приблизились к вырубленной делянке, где было много молодой поросли осины, липы, сосны. Лес благоухал! А сколько тайн он хранил!
Вдруг на меня нашло странное беспокойство. Думалось, еду по глухому затерянному лесу, вдали от человеческой цивилизации. И вдруг кажется мне, будто среди деревьев прячется что-то страшное. Жутковато стало. А тут и лошади наши забеспокоились, начали упираться, запрядали ушами. Мы принуждали их идти дальше, но это оказалось невозможным. Они храпели, пятились назад, рвались в сторону. Что с ними поделаешь? Пришлось опустить поводья. Но кони продолжали проявлять беспокойство. Мы спешились. Лесник меня предупредил о том, что рядом где-то есть дикое лесное зверье. Взяв лошадей под узды, прошли несколько метров и очутились на краю делянки. Неподалёку стояли два лесных красавца - лось и лосиха. У самца рога были, что лопаты для очистки снега, настолько огромны. Животные, оглядываясь по сторонам, щипали молодую поросль деревьев. Почуяв нас, они неторопливым шагом удалились в глубь леса. Тут и лошади наши успокоились. Мы же, проведя инветаризацию делянки, отправились дальше по нашим лесным делам.
* * *
Дело было глубокой осенью. Погода стояла пасмурная и дождливая. Мчались куда-то мохнатые тучи, едва не задевая вершины берез, стоящих по обе стороны от дороги. Частые дожди уже наскучили, а холодная изморось нагоняла тоску. Тянулись однообразные дни. Одно утешало – скоро кончится эта слякоть и придет матушка зима. С такими чувствами и мыслями я ехал на тракторе на делянку, которая за Суроватихой. Проезжая Ивановку, поддался обгону синего «Москвича». Автомобиль тут же скрылся в этой туманной дымке, сквозь которую едва-едва проглядывало осеннее солнце.
Вдруг из-под кювета с правой стороны метрах в тридцати-сорока передо мной возникло какое-то препятствие. Глазам не верится, но это гора. Я застыл на месте, немного испугался, показалось, что даже шапка на моей голове пошевелилась, да и руки предательски задрожали. Уняв страх, я пригляделся. И тут аж дух захватило от вида этой «горы». Как красив и величав был лось! Открытие это было настолько потрясающим, но в то же время простым, что я не сразу пришел в себя. Хотя лось и был довольно далеко, я почувствовал себя гномом перед этим чудом природы. Здесь же оказался и синий «Москвич». Видимо, его водитель тоже был поражён красотой и мощью животного. Вот уж диво так диво! Лось подождал, когда «Москвич» подъедет поближе, и перед самым носом автомобиля важно прошагал на другую сторону дороги. Неторопливой, крупной рысью он подался к видневшемуся с проезжей части сескинскому бору. По всей видимости, он пасся в овсах, которыми были засеяны поля по обе стороны дороги. Случилось это все около Ивановки ранним утром 10 сентября 1998 года.
Николай Свистунов
р. п. Дальнее Константиново
Последние комментарии