Рубрики
Интервью
Под созвездием Южного Креста
Автор посвятил книгу своей родине – Нижегородчине. В предисловии он так пишет о цели её создания: «Осталось очень немного ветеранов-китобоев. Из уважения к труженикам китобойного промысла, а также в знак протеста против охоты на самых крупных животных планеты я попытался воспроизвести приблизительную картину этого недопустимого промысла по дневниковым записям и по памяти».
В дневниковой форме в книге рассказано о тяжелом труде китобоев в условиях суровой Антарктики. Неисправимый романтик, автор с долей юмора так говорит о компенсации за тяготы рейса: «Я из любознательности имею возможность увидеть мир во всем его многообразии, и за это еще получаю деньги (меня побьют, если прочитают эту «крамолу» матерые китобои). А ведь действительно могли побить. Зарплата китобоев была «сдельной», то есть зависела от количества добытых животных: «На базе узнали, что нашего потерянного кита нашел 26-й китобоец и записал его себе в план. Хотя можно было бы зачислить в актив того, кто добыл его, но такого великодушия от коллег-охотников, видимо, не дождешься. Наоборот, я наблюдал такую картину: к одному киту мчатся на полном ходу два китобойца. Ну, думаем, сейчас столкнутся. Чьи нервы не выдержат? Более благоразумный отворачивает».
Хотя по изложенному в книге можно понять, что труд китобоя поистине каторжный. Автор рассказывает, что были случаи, когда во время таких рейсов люди сходили с ума. Многие не выдерживали физической и моральной нагрузки и отправлялись домой с очередным танкером (морским заправщиком). Для Алексея Николаевича в этом рейсе (как и в других, впрочем) была испытанная отдушина – творчество. В свободное от работы время он освоил такой его экзотический вид, как выжигание рисунков на зубах кашалота. В этом же плавании он также вспомнил, как сам выражается, «полузабытую привычку юности складывать строки в рифмованные фразы». Результатом привычки стали такие его стихотворения, как «В Антарктику», «На китобазе», «Гарпунер», «Обледенение» и другие. Они были опубликованы в предыдущей книге Рыжова «Меридианы, параллели…».Должен признаться, после прочтения «В Антарктику – за китами» стихотворения эти воспринимаются совсем по-другому. Не так отвлеченно, что ли.
«Нас преследуют напасти:
Леденеют провода,
такелаж, борта – все снасти
превратилисьв тонны льда.
Китобоец – айсберг,глыба...
Дни и ночи напролёт
Вместе с боцманом Кандыбой
мы обкалываем лёд.
Пушка отдыха не знала
под Созвездием Креста
- смерть стальную изрыгала
в спину каждого кита.
А теперь она не пушка –
Ледяной коловорот,
для китов она – пустушка,
смерть, закованная в лёд».
(Из стихотворения «Обледенение»).
Наследием этого рейса стали в дальнейшем также картины суровых антарктических пейзажей на холсте и камне, воспроизведённые А.Н.Рыжовым позже по памяти. Наряду с описанием трудовых будней автор рассуждает в книге о смысле бытия, касается положения в стране (того времени, разумеется), с большой любовью и теплотой пишет о семье и своей малой родине – селе Белозерове. Очень уместны приведенные в книге копии старых газет, издаваемых на китобойной флотилии. Они как бы «привязывают» происходящее к определенному периоду. Местами, может быть, чересчур натуралистично описаны детали охоты на китов и их дальнейшая обработка. Но в этих деталях ясно прослеживается главная мысль автора – неприятие жестокости китобойного промысла. Иногда он прямо говорит об этом: «Увлеченный удачной охотой, в азарте я не удержался – после меткого выстрела, хлопнув в ладоши, крикнул: «Браво!». Но вдруг меня пронзила страшная мысль: кому я аплодирую, кричу «браво!»? Убийце!? Что плохого сделали нам эти самые крупные животные на планете, обитавшие на земле еще задолго до появления человека… Что вынуждает губить живую красоту планеты?»
Иногда очень лирично и величественно даны описания сурового края, находящегося под созвездием Южного Креста: «Снежно-ледяная лавина, сорвавшись с утеса, разбудила дремлющую стихию. Даже луна не удержалась, выскользнула из-за туч, и безмолвно наблюдая, слушает вздохи Антарктики. Волна растревоженного воздуха закружила вокруг нас мельчайшую снежную пудру, похожую при лунном освещении на сине-зеленый туман. Но для меня это не снежная пыль, а миллиарды сверкающих звезд, космический простор, и в этом безбрежном океане мы одни, мчимся, и звезды расступаются перед нами…» Подробно рассказано о празднике Нептуна, шутливом мероприятии, традиционно проводимом моряками при пересечении экватора, о посещении австралийского порта Мельбурн и о многом другом. Эта книга захватывает и своей романтикой, и суровой прозой жизни. Вот только жаль, что она издана таким крохотным тиражом – всего 100 экземпляров. Несколько экземпляров её автор уже передал в центральную и детскую библиотеки, в редакцию и Совет ветеранов. Так что у поклонников литературного таланта А. Н. Рыжова будет возможность познакомиться с новой книгой.
Владимир БУЛАНОВ
Фото Татьяны Булановой
Последние комментарии