Рубрики
Интервью
Сквозь жернова истории
Мне посчастливилось лично знать Николая Ивановича Кочина почти полтора десятилетия, которые пришлись на годы так называемого застоя. Это был человек необычайный, обаятельный. Его отличали общительность, доступность, веселый нрав, доброта – все свойства широкой русской души. Он любил мир: поле, речку, ягоды, зимний лес. Абсолютный слух на людскую речь – вот чем он был исключительно одарен. Заметить, выделить, записать все самое яркое, вылепить человеческий портрет из описания простыми словами – как дружно и как хорошо это у него получалось!
Человек энциклопедических знаний, в личном общении Николай Иванович мог беседовать со знанием дела на любые темы, в чем я имел возможность убедиться не раз.
«Я всю сознательную жизнь, - писал Кочин незадолго до смерти, - взамен пьянства, «козла», кино, телевизора и праздной болтовни читаю классиков философии от Платона до Шпенглера. У меня многие собрания сочинений в библиотеке: Гегель, Кант, Юм, Бэкон и другие. Но я читаю для удовольствия, для души, а не из деловых соображений. Выписываю и «Вопросы философии». Очень отрадно, что наши философы меньше повторяют одно и то же других, а привыкают думать сами».
Николай Иванович прожил сложную, подчас противоречивую жизнь, как и страна в целом в советский период своей истории. Он много познал, искренне любил и ненавидел. Много трудился, порой жестоко ошибался. Но всю жизнь нежнейшей его любовью была родная страна, большая и малая родина.
Всем пафосом своего творчества Кочин отрицал необходимость насильственно перестраиваться, приноравливаться к нуждам государства, оправдывать эпоху, ломавшую людей через колено. Он и сам угодил в эти жернова, но не озлобился.
По ложному обвинению он был в 1943 году арестован и провел десять лет на лесоповале, а потом три года в ссылке в г.Бор.
На прямой вопрос автора этих строк, держит ли он зло на Сталина, Николай Иванович дал развернутый ответ:
- В двадцатом веке за исторически очень короткий промежуток времени произошло коренное изменение культуры народных масс России. Никогда еще на всем протяжении человеческой истории подъем благосостояния народа и его культуры не проходил в таких масштабах и такими темпами, как у нас. В то же время Сталин совершил такие преступления, такие нравственные злодеяния, что там после этого Макиавелли – подготовительный класс.
Николай Иванович Кочин писал аккуратно, всегда ручкой с пером и фиолетовыми чернилами. Принимал в квартире напротив Академического театра драмы им. М.Горького. Угощал всегда хорошо заваренным чаем «Бодрость» - смесь индийского чая с грузинским – большая по тем временам диковина. Спорить о главных вопросах: о советской власти, о собственных былых убеждениях и заблуждениях – он избегал. Только однажды за все полтора десятилетия нашего знакомства под занавес застоя, незадолго до своей смерти 31 мая 1983 года, но задолго до перестройки и новых рыночных отношений у него с неподдельным сожалением вырвалось: «Что же мы наделали…»
В последнем адресованном мне письме он писал: «Дела идут, здоровье, жаль, бредет. В июле 15, 1982 года будет 80-летний юбилей. Легко сказать, трудно дожить…»
В завершающем романе тетралогии «Семен Пахарев» Николай Иванович провидчески писал: «Сама по себе любая форма общественной жизни равноценна всякой другой. Более того, никакого объективного критерия их оценки не существует. И наша эпоха не лучше, но и не хуже предыдущих. Только перевернули пирамиду жизни, и те слои людей, которые были наверху, очутились внизу и испытывают сейчас такой же гнет, который сами создавали когда-то для находившихся внизу. Квиты. Все приходит на круги своя».
Николай Иванович планировал написать роман «Искупление». В записной книжке от 21 апреля 1965 года он писал: «В идее все то, чем жил двадцатый век: крушение надежд на социализм… вывести Сталина как воплощенного в революции Верховенского; Вышинского, Ежова, Берию – «бесы» на новом этапе, торжествующие бесы».
К сожалению, роман написан не был. Николай Иванович не дожил до начала перестройки. Но во многом предвосхитил грядущие перемены чуть ли не на десятки лет.
Владимир Чавачин
г. Пермь
Об авторе
Владимир Николаевич Чавачин, уроженец Суроватихи – давний автор нашей районной газеты. Его первая заметка появилась на страницах «Советской деревни» в 1960 году. Окончил университет им. Лобачевского.
Круг увлечений – философия, история, литература. Публиковался в региональной и центральной прессе. Кандидат философских наук, доцент. Полковник федеральных внутренних войск в отставке.
В соавторстве и лично им изданы книги, брошюры, статьи по вопросам истории, философии, литературы, на темы войны и мира, о проблемах воинской службы.
Имеет многие государственные награды, в том числе знаки воинской доблести. Неоднократно был командирован в «горячие точки» во время нагорно-карабахского, осетино-ингушского и других конфликтов.
Многолетняя дружба связывала автора с Николаем Ивановичем Кочиным, который ценил его критические заметки о своем творчестве, словом и делом поддерживал в его начинаниях и увлечениях.
Последние комментарии