Рубрики
Интервью
…И жёлтый букет хризантем
КОГО-ТО провожали родные, везли на колесиках чемоданы, обнимались, давая наказ отсылать эсэмэски на всем пути следования. Но большей частью уезжал народ самостоятельно.
Она выделялась из всех, эта женщина, которой на вид уже «за», ухоженная, привлекательная, со вкусом, несмотря на дорожный «прикид», одетая. Ее, должно быть, провожал муж, и только ей одной был подарен в дорогу букет желтых хризантем. «Только нам еще цветов не хватало», – съязвил кто-то. Действительно, багаж у каждого был внушительный – дорога дальняя, предполагала и запас провизии.
Так получилось, что места в автобусе у нас оказались рядом. Сразу почувствовав симпатию друг к другу, договорились и поселиться в одном номере пансионата – отдых 10 дней, не хотелось испортить его присутствием неудобного соседа.
– Что с цветами будете делать? – спросила Людмилу, когда познакомились.
– Возможно, довезу, в бутылку из-под минералки пристрою, – ответила, добавив, – он всегда дарит мне цветы.
Мы поселились в уютном номере, как-то без проблем распределив кровати, полки в ванной, вешалки в шкафу... «Слава Богу, соседка нормальная», – радовалась я.
За время отдыха мы окончательно сдружились. И хотя были абсолютно разными по положению, профессии – близки чисто женски «по духу», взглядам на счастье, судьбу своих детей. Конечно, это выяснилось потом, когда много говорили, а времени для того хватало с избытком. Больше рассказывала Людмила о жизни своей, далеко не легкой, я слушала, порою удивляясь, в чем-то и завидуя:
– Это сейчас мне дарят цветы, – словно исповедовалась она, – видно, судьба повернулась ко мне лицом, награждая меня за все предыдущие испытания. Этот брак мой гражданский, живем мы вместе 20 лет. От первого мужа у меня дочь и сын, внучки, одна уже взрослая, учится в институте. Жили по-разному, как все, когда хорошо, когда плохо. Я в торговле работаю, во все времена не голодали. А муж – на заводе инженером, зарплата небольшая, семью я в основном и кормила, и одевала, и детей учила. Все бы ничего, а тут перестройка, лихие 90-е. Производство на заводе встало, муж решил податься в коммерцию, хотя ничего в этом не смыслил. Всю отчетность – доход, расход вела сама, а также пристраивала товар по торговым точкам. Его завозили с юга – фрукты, всякие соусы, вина... Все шло нормально, пока муж не задолжал поставщикам крупную сумму денег и его поставили «на счетчик». Бросив все, нас, он скрылся в неизвестном направлении. А мы остались один на один с его долгами, рэкетом и угрозами расправы.
Сумела экстренно переоформить на себя квартиру, развестись – помогли друзья и связи. В дверь по ночам ломились, угрожали по телефону, встречали из института сына, обещали, если не расплатимся, убить. Каждая ночь была для нас испытанием, не за себя дрожала, за детей. Кое-как собрали денег, продала часть мебели, шубу, заняли, расплатились. Какой ужас пережили – не высказать, у меня был срыв на нервной почве, лежала в больнице.
Вот тогда-то и встретила Владимира. Случайно. Друзья пригласили на день рождения, а я была в таком состоянии, что жить не хотелось. Но уговорили. Пришла. Опоздала, торжество уже разбрелось по углам. Смотрю, сидит на диване мужчина, какой-то одинокий, явно, скучает. Поздравила подругу, а тут музыка, вальс, его-то я хорошо танцую. Он пригласил меня, оказалось, умеет кружиться, что сейчас со стороны мужчин – редкость. Так и протанцевали мы весь вечер. Вышли разгоряченные на балкон, он вдруг обнял меня, поцеловал, и я, истосковавшаяся по мужской защите и ласке, ответила ему. Мы так целовались, что я потеряла сережку. Искали, не нашли. «Новые куплю», – пообещал Владимир. Конечно, не поверила ему, думала, так, эпизод... А он на другой день позвонил, и сережки купил, и пришел с букетом хризантем, как знал,что их больше других цветов люблю.
Он был женат. Но что-то не ладилось в семейных отношениях, жили каждый сам по себе. Очень любил дочь, она была студенткой, как и мой сын. Так помог он мне тогда, без него не смогла бы дать сыну образование, за учебу нужно было платить. И когда сын закончил вуз, за праздничным столом при всех поблагодарил его: «Спасибо Вам, Владимир Николаевич, без Вашей помощи я бы диплом не получил».
Когда же закончила учебу его дочь, устроилась на работу, мы решили жить вместе, он переехал ко мне. Не скажу, что безумно его любила. Была благодарна за его помощь, отношение к моим детям и его любовь ко мне. Все в жизни моей стало радостным и спокойным, я так боялась эту радость спугнуть.
И тут нежданно-негаданно, невесть откуда объявляется мой муж, с которым я в разводе уже пять лет. Прятался где-то на Севере, с кем-то жил, теперь дети выучились, женились, определились, им помог в том чужой дядя – и вот, здравствуйте! Картина «Не ждали».
Не пустила его – обратного пути нет. Ушел, где-то работал, скитался, подхватил туберкулез. Умер в тубдиспансере. Хоронили его мы, дети с ним до последнего общались. И жалко его, но за все надо платить, а за предательство вдвойне.
С Владимиром у нас все хорошо. Он любит меня до сих пор так, как в тот вечер, когда мы танцевали вальс. Его отношением дорожу. Кто-то из моих подруг, может, мне завидует. Но я свое счастье выстрадала, преодолела страшные преграды, чтобы до него дойти, – завершила она свой рассказ и замолчала. Может, ждала моей оценки? А что я могла сказать — судьба у каждого своя.
Мы уснули под утро, я – впечатленная ее историей, она – заново пережившая прошлое. На другой день уезжали. Обратную дорогу больше молчали, уже скучая по дому и близким.
Мы выходили из автобуса с еще больше нагруженными сумками и чемоданами – везли подарки. Людмилу встречал Владимир, среди встречавших он был один с букетом крупных хризантем. Она, счастливая, приняла подарок, подставив щеку для поцелуя. И вновь кто-то не к месту сострил: «Только цветов нам еще не хватало!» Должно быть, просто позавидовал....
Анна СНЕГИНА
Последние комментарии